БОГОЛЮБСКИЙ ХРАМ ПОСЕЛОК ДУБРОВСКИЙ - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ВИДНОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОЛЮБСКИЙ ХРАМ ПОСЕЛОК ДУБРОВСКИЙ

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ

Задать вопрос

- комментарии отключены -

30 Сентябрь 2013

Анастасия спрашивает:
Здравствуйте!можно ли в вашем храме покрестить младенца? Что ля этого нужно?нужно ли слушать огласительные беседы?и когда они проходят в храме?

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте, Анастасия! Конечно, можно! Беседы - обязательно. Подробнее можно договориться по телефону: 8-909-919-7325

16 Март 2013

Ирина спрашивает:
С каких молитв нужно отроку начинать приучать молиться.

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте! Смотря какой отрок, смотря сколько ему лет и т.д. Но уж начать с "Отче наш", "Богородице Дево...", "Верую..." - было бы не лишним. Очень полезно, когда дома родители молятся вместе с детьми, хоть несколько молитв.
Спаси Бог!

16 Март 2013

Ирина спрашивает:
Что такое Пассия?

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте! В качестве ответа хочу отсылаю Вас к статье священника Михаила Желтова - выдающегося литургиста нашего времени.
свящ. М. Желтов о пассии
С точки зрения самого строя службы пассии в ней нет никаких элементов, которые были бы неправославными сами по себе или не были бы заимствованы непосредственно из православного богослужения: акафист Страстям Христовым (его история составляет отдельную тему для обсуждения; но это — уже давно вошедший в нашу традицию акафист, который присутствует во многих изданиях Молитвослова, Акафистника и т. д.), Евангелия, взятые из Страстных служб прокимен и стихиры — вот что отличает пассию от уставной вечерни. Вопрос пассии состоит вовсе не в присутствии в ее чине чуждых православному богослужению элементов, а в том, что устав ничего не знает о ее совершении. Однако встречающиеся порой взгляды на пассию связаны с двумя заблуждениями.
Заблуждение 1: пассия является подражанием Баховским (или, шире, лютеранским) «Страстям по Матфею/Иоанну/Марку/Луке».
Из чего состоят «Страсти»? Говоря вкратце, в них чередуются хоровые части, части «рассказчика» (певца или чтеца), арии различных вокалистов, посредством которых до слушателя доносится евангельский текст; «Страсти» как бы пересказывают его по ролям. Поэтому уже даже просто по содержанию «Страсти» не имеют ничего общего с пассией. Пассия — это православная богослужебная форма, вечерня, в которую вставлены некоторые православные песнопения. А «Страсти» — это новая (по сравнению с вечерней) форма, представляющая собой своеобразный способ пересказа и переживания евангельского повествования при помощи музыкальных средств.
Заблуждение 2: пассия – вредное католическое нововведение; она порождает экзальтированность.
Разве в пассии есть католический текст? И как могут текст Евангелия, акафист Страстям Христовым, который печатается в Молитвослове, настоящие страстные прокимен или стихира, взятые из Триоди, создать экзальтированность? Ведь если не могут, то и проблемы никакой нет, а если (якобы) могут, неужели нам придется признать, что на Страстной седмице экзальтированность нормальна, а во время пассии нет? Православные песнопения, элементы православного богослужения, всегда влияющие на нас благодатно, не будут во время пассии воздействовать на нас как-то иначе.
Возникновение пассии.
Опуская литургические подробности и говоря лишь в общем — если исследовать исторические корни пассии, то они восходят к XVII в. В это время и у нас, на Востоке, и на Западе в христианской духовности ставился особый акцент на переживании Страстей Христовых. Причем если говорить о проявлении этого на русской почве, то не обязательно нужно связывать это со влиянием на нас, скажем, униатов или вообще «латинским влиянием», реформами патриарха Московского Никона или императора Петра Великого и т. п. Так, скажем, среди старообрядцев очень популярна книга «Страсти Христовы», впервые напечатанная еще до патриарха Никона, то есть в эпоху очень настороженного отношения ко всему западному (хотя книга и основана на западных образцах), и эта книга, по своему содержанию, полностью соответствует духу пассий.

Поэтому главное возражение против совершения пассий — не в якобы присутствующих в них «западном влиянии», «особой экзальтированности» и тому подобном, а в том, что нелогично нарушать строй великопостных богослужений, вставляя уже со 2-й недели поста службу, включающую в себя совершенно особые песнопения Страстной седмицы.
Действительно, проблема на самом деле состоит не в том, что пассия – подражание чему-то: как мы выяснили, в этой службе нет ничего неправославного, заимствованного откуда-то, откуда не следует заимстовать. Проблема состоит, во-первых, в отступлении от богослужебного устава, который подобной службы не знает (впрочем, современная практика отступает от устава весьма во многих вещах, так что с этой точки зрения указанный аргумент не столь уж принципиален); во-вторых же и в главных, — в нарушении порядка течения церковного года. Церковный год — это очень важный компонент церковной жизни в целом: он имеет и рациональное, педагогическое значение — мы должны пережить определенную последовательность священных воспоминаний; и мистическое, духовное значение — для нас важен именно такой, а не иной, порядок праздников и постов; и нельзя преувеличивать или преуменьшать ни то, ни другое значение строя церковного года. В этом смысле пассия оказывается не на месте: вдруг на второй неделе поста мы уже оказываемся в Страстной седмице. Вот за это ее и можно критиковать.
Но обратим внимание на следующий факт: устав требует, чтобы все Евангелие было вычитано в первые дни Страстной седмицы на часах. Зачем? Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужений других дней года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. На Страстной седмице на утренях и вечернях прочитываются определенные отрывки из Евангелия, которые рассказывают о событиях, произошедших в начале того или иного дня и в конце дня. Промежуток же между соответствующими событиями был заполнен, как мы знаем из Евангелия, еще какими-то словами или делами Спасителя. И вот, в первые три дня Страстной седмицы Господь учил в храме. Легко догадаться, что наши евангельские чтения на часах в эти три дня, само звучащее в православном храме Слово Божие, изображает собой проповедь Христа — Слова Божия — в храме ветхозаветном. В этом смысле конкретное наполнение чтений часов (какие конкретно евангельские зачала звучат) не имеет значения, в отличие от Евангелий Утрень и Вечерен, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически — сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца (вернее, почти до конца — Евангелие от Иоанна не дочитывается). Поскольку сделать это за первые три дня Страстной — трудновато, так как придется провести в храме очень много времени (вспомним, что в этом-то и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. (Другой вариант сокращения заключается в том, чтобы вычитать только одно Евангелие вместо всех, но зато сохранить его исключительное место в часах одной лишь Страстной седмицы: так делают, например, в наших духовных школах, и этот вариант, очевидно, более правильный.) Что же происходит? По сути, то же самое, что и с пассией: нарушение церковного богослужебного круга, нарушение его символики – ведь если мы начинаем читать Евангелие на часах, скажем, уже со 2-й седмицы Великого поста, то тогда на уникальная символика Страстной становится менее ясной. Но эта практика ни у кого вопросов не вызывает. Ведь, в самом деле, и действительно нет ничего страшного в том, что Евангелие читается заранее, — так же, как и в совершении пассии.

28 Январь 2013

Надежда спрашивает:
"В чужой монастырь со своим уставом не ходят" - поговорка. Почему в разных христианских храмах разные требования во время исповеди. В монастырских - более строгие.

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте, Надежда!
Отвечая на Ваш вопрос, хочется вспомнить слова великого учителя Церкви блаженного Августина, которые звучат примерно так: "В главном покажите единство, во второстепенном - разнообразие, во всем же - любовь".
В Церкви существует Таинство исповеди, суть которого - вновь присоединить к Церкви христианина, который откололся от нее своими грехами. Форма же ее в разные эпохи жизни Церкви была разной. Подчеркнем, что для Православия форма, хотя и важная вещь, но все же второстепенная.
Толкователь церковных канонов Феодор Вальсамон, живший в XII веке, писал о том, что исповедь принимает не священник, а только епископ, причем писал об этом как о чем-то таком, что само собой разумеется.
Действительно, было время в Церкви, когда исповедь принимал только епископ, да и совершалась она в исключительных случаях (например, если христианин впал в блудодеяние или еще какой-либо тяжкий грех), а не как сейчас в нашей практике перед причастием. Из-за чего же менялась форма? Церковный историк В.В. Болотов писал: "Что полезно для Церкви - то и канонично", т.е. форма зависит о целесообразности.
То, что полезно и целесообразно на приходе может оказаться совсем не целесообразным в монастыре. Да и на разных приходах условия Церковной жизни могут быть разные. Но, к сожалению, иногда в разнообразии практики духовенство может допускать перегибы, чаще - в строгости. Если человеку довелось столкнуться с такими перегибами (например, его без всяких объяснений отогнали от исповеди, грубо обошлись, оскорбили), ничего не остается, кроме того как принять случившееся как данность. Но в вопиющих случаях всегда можно за разъяснением или с жалобой обратиться к священноначалию - к благочинному или к Правящему архиерею.
Храни Господь!

26 Декабрь 2012

алина спрашивает:
почему поругались троикуров с дубровским?

свящ. Павел отвечает:
Думаю, Вы без особого труда найдете ответ на этот вопрос, прочитав бессмертное произведение А.С. Пушкина "Дубровский". Не вижу необходимости его пересказывать в данном разделе.Помоги Вам Бог!

24 Август 2012

Михаил спрашивает:
Об архиерейском обращении к старообрядцам
mkmi@bk.ru
Здравствуйте.
Интересуюсь историей Церкви. Возник вопрос по преодолению последствий церковного раскола 17 века.
Соборами 17 века на всех православных, молящихся двуперстно, были положены клятвы, отменённые Поместным Собором РПЦ 1971 г. и архиерейским Собором РПЦЗ 1974 г.
Архиереями РПЦЗ в 2000 г. было принято покаянное обращение к старообрядцам http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=387 , в котором было выражено сожаление о жестоких гонениях на них, которые вдохновлялись и некоторыми архиереями тех времён. В обращении было испрошено прощение у нынешних старообрядцев за те гонения на их благочестивых предков. В РПЦЗ с момента снятия клятв на всех православных двуперстников до момента появления архиерейского обращения к старообрядцам прошло 26 лет. В РПЦ с момента снятии клятв прошёл 41 год. Мне до сих пор не встретилось НИ ОДНОЙ отрицательной оценки того обращения кем-либо из священнослужителей РПЦ, а подобного обращения от РПЦ до сих пор нет. Отсюда и возникает вопрос. Как Вы думаете, ПОЧЕМУ архиереи РПЦ до сих пор не обратились к старообрядцам подобным образом?

По-моему, логичный и конкретный вопрос.
Мои попытки отыскать ответ на него до сих пор оказались недостаточно успешными.

Если Вы посчитаете возможным ответить мне, привлекаю Ваше внимание к факту, что имею некоторый уровень знаний по истории возникновения и углубления раскола, которые мне удалось обрести после ознакомления с трудами известных, авторитетных в РПЦ церковных историков.

В данный момент мне уже известно:

1) известны основные конкретные факты возникновения и существования раскола;
2) известны цитаты св. Отцев о старообрядцах, в т.ч. преп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского и др.;
3) известны формулировки обвинений в адрес старообрядцев;
4) известно, что чрезмерное углубление в исторические, догматические и богословские подробности произошедшего раскола мне видятся в возможном ответе уводящими от конкретики: вряд ли архиереи РПЦЗ не учли тех подробностей, обращаясь к старообрядцам;
5) известно о существовании многих старообрядческих согласий;
6) известно, что гнала старообрядцев именно гос. власть, а не церковная, но вдохновляли-то её на гонения как раз некоторые священнослужители;
7) известно, что использование в качестве аргумента об отсутствии обращения архиереев РПЦ невозможность покаяния за чужой грех не соответствует действительности: такое покаяние возможно, и тому готов привести немало авторитетных для РПЦ мнений, если пожелаете. Да и на примере покаяния за чужой грех в св. Предания, упоминаемом в тексте обращения архиереев РПЦЗ, видно, что это возможно;
8) известно отношение высшего руководства РПЦ к вопросу о законности нынешних поповских старообрядческих согласий;
9) известны соборные решения РПЦ в отношении старообрядцев и высказывания высшего руководства РПЦ об отношениях с ними;
10) известно отношение старообрядцев к РПЦ;
11) известна роль патр. Никона, государя и греческих реформаторов в произошедшем расколе;
12) известно, что РПЦ и РПЦЗ в 2000 г. не имели евхаристического общения между собой.

Повторение уже известных мне вышеперечисленных фактов в Вашем возможном ответе, как мне видится, лишь отнимут Ваше время и может сделать ответ на мой вопрос неконкретным.
Простите.

Если у Вас нет ответа на мой вопрос, буду признателен, если найдёте возможность так и написать мне.
Если у Вас есть ответ на него, буду признателен, если найдёте возможность обосновать его.

Итак, вопрос очень краткий: П О Ч Е М У ?
Простите ещё раз.

Прихожанин храма РПЦ МП
Михаил.

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте, уважаемый Михаил!
Сразу уточним терминологию. Не могу ручаться за то, что Вам, как Вы пишите,уже известно, поэтому считаю Важным сказать, что никакого ПОКАЯНИЯ от лица РПЦ МП в данном вопросе невозможно, т.к. невозможно каяться в чужих грехах. Чтобы долго не обосновывать это мнение просто отсылаю Вас к 18 главе книги пророка Иезекииля. Это первое.
Кроме того, такое "покаяние" было бы логично в католичестве, т.к. это очень хорошо вписывается в ее вероучение о папском примате, о папе, как о наместнике Христа, но никак не в Православии.
Также не ясно,кому и перед кем каяться - патриарху РПЦ перед предстоятелем РПСЦ? Или Синоду перед Синодом? Или?... Совершенно неясно.
Если мы допускаем возможность покаяния за кого-либо, тогда мы даем право на жизнь всем маргинальным течениям, типа "покаяния в грехе цареубийства всего русского народа" и т.п.
Кроме того,в деле раскола неправой стороной, стороной, впавшей в раскол, являются старообрядцы, а не РПЦ, поэтому странно каяться перед ними РПЦ. История с Феодосием Младшим тут совсем не параллельна.
Во-вторых, если речь идет об ОБРАЩЕНИИ и об ОЦЕНКЕ - то все очень трезво выражено в соборном документе 1971 года, а также в диалоге (имею в виду всю деятельность Русской Церкви по преодолению раскола, а также деятельность таких современных ученых, как свящ. И. Миролюбов и т.п.)Русской Православной Церкви со старообрядчеством.
Что же касательно документа РПЦЗ - то это дело их Церковной политики, которое не стоит возводить в идеал.Чтобы этого не делать, достаточно вспомнить канонизацию РПЦЗ всех казненных членов Царского дома, среди которых были вообще не православные христиане, а лица, которых мы вообще не можем именовать Церковью (напр. лютеране).
С уважением, Свящ. Павел.

12 Май 2012

Анна спрашивает:
Я бы рада в полицию обратиться, но этот мм... "милый во всех отношениях человек" сам работает в системе МВД и его отец тоже... А в нашей стране сами понимаете - это для меня клетка, из которой нет выхода и очень страшно... Сегодня вот снова поступили угрозы, поэтому ваш совет как никогда актуален! Спасибо.

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте еще раз, Анна!
Тогда следует обратиться в прокуратору округа с жалобой на конкретного человека - сотрудника органов.

24 Март 2012

Константин спрашивает:
Здравствуйте. Я понял, что заповедь не убий касается животных. Животных есть нельзя в принципе, а еда постящегося человека вместо трёх-разовой нужна четырёхразовой.
Человек-плодояден.



Мир Вам.
С уважением, Константин.

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте, Константин!
Нет, библейская заповедь "не убий" никак не касается животных. Собственно, в оригинале библейского текста стоит слово, которое обозначает именно убийство человека.
А по правилам Церковным, всякий, кто гнушается мясом и считает, что его не подобает употреблять в пищу, должен быть отлучен от Церкви.
Всего Вам доброго!

06 Январь 2012

Анна спрашивает:
Батюшка, расскажите, как правильно молиться, чтобы защитить свою семью и себя от человека, который угрожает совершить в отношении нас злодеяния?? Как защитить себя? Как не бояться озлобленных, кроме поминовения их в записках о здравии?

свящ. Павел отвечает:
Здравствуйте, Анна!
Правильность всякой молитвы заключается в том, чтобы молитва была с верой, чтобы она не воспринималась собственно Вами, как заклинание.
Во время моей школьной юности я очень любил молится св. Георгию Победоносцу и явно ощущал его молитвенную помощь. Если есть возможность - читайте ему акафист или тропарь каждый день, или даже молитесь просто своими словами, пока искушение не отступит.
Ну, и еще: когда есть реальный человек, угрожающий расправой - необходимо обратиться в полицию. Есть даже такая поговорка:"На Бога надейся, а сам - не плошай".
Храни Вас Бог!

19 Октябрь 2011

Татьяна (в фотках Леся) спрашивает:
Спасибо, отец Павел, за красивый сайт. Постараюсь как-нибудь добраться на службу. Из Видного это не очень удобно. Желаю всего самого доброго.

 
 Миссионерский отдел Московской Митрополии Православная библиотека Православная библиотека Конструктор сайтов православных приходов